В начале апреля 2023 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассе Елены Чуриной поступило обращение от индивидуального предпринимателя, ведущего деятельность ателье по пошиву одежды в одном из муниципальных образований Кузбасса.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании договора аренды недвижимого имущества предпринимателю было предоставлено во временное владение и пользование помещение, в котором предприниматель в течение нескольких лет осуществлял свою деятельность. Данное помещение еще в 2021 году нормативным правовым актом муниципалитета было включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с законодательством государственное и муниципальное имущество, включенное в указанный перечень, должно использоваться в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приватизация такого имущества возможна в заявительном порядке (по инициативе предпринимателя) при соблюдении ряда условий.
Несмотря на изложенные выше обстоятельства, в отсутствие соответствующего заявления предпринимателя, арендуемое им помещение в марте 2023 года представительным органом муниципалитета было внесено в прогнозный план приватизации на 2023 год. А в апреле текущего года постановлением администрации муниципального образования исключено из перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом муниципальным законодательством установлен закрытый перечень оснований для исключения муниципального имущества из перечня, предназначенного для субъектов МСП (имущество невостребованное, в аварийном состоянии и т.п.). Ни одно из предусмотренных оснований в данном случае не имело место.
В ходе рассмотрения обращения предпринимателя уполномоченным в адрес главы муниципального образования было направлено обращение, содержащее разъяснение о нарушении действующего законодательства при принятии решения об исключении помещения, арендуемого предпринимателем, из перечня имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам МСП, влекущее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поскольку после получения заключения уполномоченного, незаконный нормативный правовой акт не был отменен, уполномоченный обратился в органы прокуратуры с просьбой принять меры прокурорского реагирования.
По доводам обращения уполномоченного в защиту прав индивидуального предпринимателя прокуратурой была организована проверка, в ходе которой нарушения действующего законодательства об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и арендуемого субъектами МСП, были подтверждены, а в адрес главы муниципального образования внесено соответствующее представление.
В результате принятых мер постановление администрации муниципального образования было отменено как противоречащее действующему законодательству, помещение, арендуемое предпринимателем, представительным органом муниципалитета исключено из прогнозного плана приватизации на 2023 год.
Таким образом, при участии уполномоченного удалось добиться отмены незаконного решения органа местного самоуправления и сохранения действующего бизнеса.